Большая часть территории Греции покрыта горами. Острые скалы, вершины, искрящиеся вечными снегами, горные луга, быстрые речки и виднеющаяся вдали синь моря – таков обычный греческий пейзаж. На территории страны имеется свыше семи тысяч пещер, многие из которых являются достопримечательностями благодаря их историческому археологическому и мифологическому значению.
Древние греки верили, что пещеры являются входами в подземное царство, где правит Аид. Пещерам придавалось особое значение, о чем говорит тот факт, что жизнь греческих богов была так или иначе связана с подземным миром и пещерами. По легенде, верховный бог Зевс был рожден его матерью Реей в пещере. Покровитель пастухов и путников, бог торговли Гермес родился в пещере горы Киллены. Богиня плодородия Артемида и бог сновидений Сомнус жили в пещерах. Эол, бог воздуха и ветров, держал ветры взаперти опять же в пещере, ну и так далее. Неудивительно, что и для современных греков пещеры имеют огромное значение. Существует гипотеза, что они являются порталами, входами в другие, параллельные нашему миры.
В Аттике недалеко от Афин расположена знаменитая гора Пентеликон. Здесь добывали мрамор еще в античные времена. Из него построены Парфенон и Акрополь. До наших дней здесь сохранилась сложная система разветвленных подземных выработок, проходов и пещер. На протяжении XIX века эти катакомбы, названные Нтавелис, были местом, где скрывались от преследования преступники и революционеры, объявленные вне закона. Общая протяженность катакомб неизвестна, но они тянутся на многие километры. При входе находится маленькая византийская часовня, а в одной из подземных пещер сохранился древний храм, посвященный богу Пану.
В течение десятилетий гора Пентеликон и особенно катакомбы являются местом усиленной паранормальной активности. Сотни людей наблюдали над горой огни, которые, по-видимому, являются не чем иным, как бортовыми огнями UFO.
В 1997 – 1999 годах в пещерах Нтавелис работали уфологи из Афинского общества паранормальных исследований под руководством Александра Папандопулоса. Они измеряли напряженность магнитного поля, давление, температуру и другие характеристики. Были обнаружены сильные аномалии магнитного поля, а также резкие колебания температуры и давления.
Известно, что все пещеры отличаются постоянством микроклимата и температуры вне зависимости то того, какого они происхождения, естественного или искусственного. Однако в Нтавелис паранормальщики зафиксировали резкие скачки температуры с амплитудой 10 градусов, которые наблюдались ежедневно около часа ночи. В это же время слышались странные звуки, похожие на пение петуха. Удивительно, что на аудиозаписи эти звуки не зафиксировались, не работала под землей и видеоаппаратура. Это явные признаки того, что в Нтавелис находится аномальная зона. Более того, Папандопулос уверен, что здесь находится портал, вход в миры с иными измерениями. Эту гипотезу подтверждает и тот факт, что в катакомбах бесследно исчезают люди. Эта дурная слава Нтавелис тянется еще с XIX века.
Так в 1890-х годах здесь скрывался известный бандит и грабитель Георгий Закис. На его счету было несколько убийств, и власти объявили премию за информацию о его местонахождении. Следы вели в заброшенные каменоломни. Однако преступника так и не удалось поймать. В одной из пещер нашли еще дымившийся очаг, запас продуктов и воды. Здесь же лежали несколько пистолетов и винтовка, а, кроме того, одежда и обувь Закиса. Создавалось впечатление, что он разделся догола и куда-то ушел. Эти было странно, ведь под землей в любое время года очень холодно. Его еще долго искали, но так и не нашли. Больше его никто никогда не видел.
Начиная с 1970-х годов, Нтавелис является местом паломничества спелеологов. Несколько исследователей пещер погибли, причем два из них бесследно исчезли. Последний пугающий случай бесследной пропажи человека в катакомбах произошел в 2005 году.
Все эти факты, по мнению Папандопулоса, свидетельствуют о том, что люди проваливаются в какую-то пространственную дыру, которую паранормальщики называют порталом.
Несколько лет назад греческое военное ведомство в рамках проекта НАТО закрыло район бывших мраморных каменоломен. По-видимому, военные решили использовать выработки в качестве подземного бункера. Рабочие, трудившиеся над сооружением секретного военного объекта, сообщали о том, что слышат под землей странные звуки, в том числе пение петуха, а также видят необъяснимое свечение в подземных тоннелях. Через год после начала работ военный проект был неожиданно закрыт.
В настоящее время Нтавелис – вотчина спелеологов, а также последователей нетрадиционных эзотерических практик.
Цербер или Кербер (Κέρβερος), в греческом мифотворчестве сторожевой пес царства мертвых, охраняющий вход в мир Аида. Гомеру такой пес уже известен, но с именем Цербер он упоминается впервые у Гесиода.
При пропуске теней в подземное царство Цербер на берегу Стикса ласково виляет хвостом, но тех, которые пытаются выбраться оттуда, он пожирает (Гесиод, Теогония, 769-774). Позднее возникло представление о том, что он пугает и всех входящих в загробную обитель; в имени Цербер древние греки видели синоним слова опасность (Гезихий, Хроники, 21). Наряду с Лернейской гидрой и Немейским львом Цербер относился к самому ужасному потомству Ехидны и Тифона (Гесиод, Теогония, 306-313). Однако Орфей, спустившийся в царство мертвых за Эвридикой, сумел очаровать Цербера своей пленительной музыкой.
Согласно народному представлению, для умилостивления чудовища входившие в подземное царство предлагали ему медовые лепешки. Так, помогая Энею проникнуть в потусторонний мир, Сибилла бросила Церберу лепешку, пропитанную настоянным на снотворной траве вином (Вергилий, Энеида, VI 417-423). На вазовых рисунках и других произведениях античного искусства Цербер изображался в виде громадного злого пса; в более древнюю пору Цербера изображали по обыкновению с двумя головами и змеиным хвостом (как Герионова пса Орфра, который первоначально был тождествен с Цербером), иногда — с одною головой, но со змеями на спине, шее и животе; позднее установилось представление о Цербере как о трехголовом псе, причем средняя его голова иногда изображалась львиной.
Геракл, по приказанию царя Эврисфея, должен был доставить Цербера из подземного царства на землю, что ему и удалось выполнить. Путешествие в царство Аида за Цербером стало последним двенадцатым подвигом Геракла. Аид разрешил Гераклу увести Цербера, если только он сумеет одолеть его, не применяя оружия. Геракл схватил пса за шею. Ядовитый змей, заменявший чудовищу хвост, попытался укусить Геракла, но защищенный львиной шкурой Геракл не ослаблял своей хватки до тех пор, пока пес не стал задыхаться. Связав Цербера, Геракл, где волоча его на веревке, а где неся на руках, вышел из потустороннего мира. Цербер сопротивлялся, отводил глаза от дневного света, неистовый лай доносился из всех его глоток. Слюна его текла по зеленеющим полям, а из нее произрастал ядовитый цветок аконит, который также называют гекатиной, поскольку первой его использовала богиня мщения Геката. Этот цветок заваривала в свое колдовское зелье Медея (Овидий, Метаморфозы, VII 406-419). Геракл доставил Цербера к Эврисфею, а затем по приказу царя вновь водворил в Тартар (Аполлодор, II 5, 12).